→ Техника
Авиалайнеры против вулканов

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЗАЩИТЯТ САМОЛЕТЫ ОТ ПЕПЛА
После извержения исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в апреле 2010 года европейское воздушное пространство закрыли из опасения, что пепел может привести к остановке двигателей авиалайнеров. Исландия прекращала полеты и в мае этого года из-за вулкана Гримсвотн. Новое керамическое покрытие, разработанное в университете Огайо (США), может защитить двигатели от повреждения, а авиалинии — от непредвиденных сбоев.
Металлические части реактивных двигателей сейчас покрывают специальной керамикой, защищающей их от температур, которые в полете могут достигать 2500 °С. Когда вулканический пепел попадает в двигатели, он плавится и проникает в микроскопические поры этого покрытия. Остывая, расплавившийся пепел превращается в хрупкую стекловидную массу, которая отслаивается вместе с керамикой, и металлические части двигателя начинают подвергаться воздействию высоких температур.
В Огайо испытали два новых типа покрытий — одно на основе циркониевого корунда, второе — с использованием цирконата гадолиния. «Мы взяли образцы металла, из которого делают лопатки турбин реактивных двигателей, покрытые новым материалом, а также обычные, и нанесли на них тонкий слой вулканического пепла. Затем нагрели их в печи до температуры реактивного двигателя в полете», — говорит Нитин Падтур (Nitin Padture), профессор Центра материаловедения и машиностроения университета Огайо. На срезах образцов с помощью электронного микроскопа инженеры увидели, что пепел не смог проникнуть сквозь поры нового покрытия, а обычное было с металла сорвано.
Закрытие воздушного пространства Европы из-за вулкана Эйяфьядлайёкюдль вызвало много сомнений. Но теперь ученые Исландского университета научно подтвердили необходимость такого решения. Они изучили частицы пепла от вулкана и обнаружили, что те обладают острыми гранями и имеют очень высокие абразивные свойства. Иллюминаторы под воздействием пепла стали бы непрозрачными. Кроме того, изучение химического состава пепла позволило выяснить температуру его плавления, что подтвердило способность пепла приводить к остановке двигателей.