→ Техника
Надежный захват
Сцепка — это один из главных факторов безопасности движения на железной дороге наряду с тормозной системой. Если сцепка надежна, вероятность аварии, связанной с внезапным расцеплением вагонов, или травмы сцепщика сводится практически к нулю.
ЧТО ТАКОЕ СА-З?
Почему советская автосцепка сразу получила номенклатуру СА-З? Куда делись первая и вторая разновидности? Все очень просто. СА-1 и СА-2 попросту не имеют никакого отношения к железнодорожному транспорту. СА-1 — это классическая автосцепка для тракторов и других сельскохозяйственных машин и служит для установки на тракторе навесного оборудования — бороны, сохи, плуга. Вы наверняка видели такую сцепку: внешне она напоминает витиеватую систему планок, установленную позади трактора. Сцепка СА-2 также сельскохозяйственная, но устанавливаться она может не только позади трактора, но и на его передней части; помимо того она предназначена для более широкой линейки оборудования.
КОНТАКТНАЯ СЦЕПКА (сцепка Шарфенберга)
Она сразу получила распространение в метро и трамваях благодаря автоматическому соединению электрических цепей, что для электрического железнодорожного транспорта является важнейшим фактором, а также автоматическому соединению воздуховодов.
Сцепка Шарфенберга широко распространена в Европе в сфере городского электрического транспорта, особенно она функциональна для метро и для так называемой системы многих единиц (когда тяга осуществляется не только ведущим вагоном трамвая, но и прицепным).
Впрочем, в Европе сцепка Шарфенберга используется и на железной дороге. Основным ее недостатком является совсем небольшая максимально возможная нагрузка — около 2 тонн.
Немаловажным является то, что в Европе автосцепки фактически не применяются. Ни система Джанея, ни СА-З не получили распространения, а сцепка Шарфенберга используема лишь для легких и коротких пассажирских составов. Для сцепления товарняков в Европе до сих пор используют ручную сцепку. Всеевропейскую автосцепку (C-AKv-Coupler) стремились разработать и внедрить в 70-е, позже в начале 90-х, но дальше дорожных испытаний дело не пошло. На отдельных поездах применяются различные типы автоматических сцепок, но до единого стандарта еще очень далеко.
СЦЕПКА ТИПА «СЕРЬГА И ШТЫРЬ»
Сегодня данная сцепка используется на трамваях, где количество прицепленных вагонов не превышает двух, скорости невысоки, а остановки регулярны. Она состоит из двух буферов — на любом из вагонов, один из которых размещен ниже, а другой — выше. Буфера заходят друг на друга, и в сходящееся на обоих отверстие помещается штырь. Во второй половине 19 века такая сцепка активно использовалась и на поездах (правда, в основном в США). Это последняя из «сохранившихся до сих пор» ручных сцепок: все остальные давно автоматизированы.
Стоит еще отметить такую разновидность автоматической сцепки, как сцепка с поворотной головкой. Такая сцепка позволяет переворачивать вагоны вверх дном и разгружать их, не расцепляя состава, и используется на товарных поездах.