→ Техника
EX-FC100
АРИАЦИИ НА ТЕМУ
Выбор современных цифровых фотоаппаратов может отправить новичка в нокаут: каждый год десятки компаний выпускают сотни моделей, обновляют линейки и продолжают варьировать функции устройств, чтобы найти место в пока еще не занятых покупательских сердцах. Правда, даже самые начинающие фотолюбители знают, что весь огромный рынок камер изначально разделяется на более дорогие зеркалки и различные семейства компактов. Такое разделение и сегодня прочно удерживается на сопоставлении цена — качество. Конечно, оспаривать качество снимков, сделанного профессиональной зеркалкой, занятие бессмысленное. Вот почему производители бюджетных компактов избрали тактику вариаций, благодаря которым на свет и появляются такие интересные модели, как камера EX-FC100 (линейка Exilim от Casio).
Казалось бы, отсутствие сменной оптики априори гарантирует подобным компактам второе место. Но если зайти с другой стороны и вспомнить о принципах работы зеркальных камер? Свет, проходящий через объектив, большую часть времени отражается зеркалом, расположенным под углом 45 градусов к плоскости матрицы или пленки.
В момент нажатия на кнопку пуска зеркало поднимается, а расположенный за ним затвор открывается, обеспечивая доступ света матрице на время выдержки. Вся эта конструкция состоит из механических деталей, скорость движения которых ограничена, как бы бились над этим параметром производителе. Так, минимальная выдержка у флагмана кэноновской линейки EOS — Canon EOS 1Ds Mark III — составляет 1/8000 секунды, а у младших моделей в два раза больше — 1 /4000. Минимальная выдержка у Casio EX-FC100 составляет 1/1000 в обычном режиме и 1/40000 sic! в высокоскоростном. Секрет прост: у компактных камер нет затвора в том смысле, в каком он присутствует в зеркалках.
Изображение постоянно проецируется на матрицу попадая непосредственно на ЖК-экран, а после нажатия на кнопку на карту памяти.
Другими словами, цифрокомпакт все время находится в «боевой готовности», причем скорость съемки напрямую зависит от того, как быстро камера способна обработать и сохранить снимок. Реальный максимум скоростной съемки у EX-FC100 — 30 снимков в секунду. Что это дает?
СЕРИАЛ СВОИМИ РУКАМИ
Функция серийной съемки активируется в EX-FC100 одной единственной кнопкой, но с настройками камеры желательно разобраться до начала фотоохоты. Уже находясь в данном режиме, требуется после нажатия на кнопку Set выбрать в появившемся меню пункты, определяющие максимальное количество снимков в серии и количество кадров в секунду. Чем меньше первая цифра, тем меньше времени потребуется камере, чтобы сохранить снимки на флэш-карте. Чем меньше вторая —тем больше времени может охватить серия.
С одной стороны, это увеличивает шансы на то, что ожидаемое событие [например, гол) произойдет во время съемки, а не после. С другой — скорость 3-5 fps может преподнести неприятный сюрприз: во всей серии не будет «того самого снимка» — на одних кадрах мяч еще даже не приблизился к воротам, а на других осталось на память лишь изумленное лицо вратаря.
Съемка серий по 30 снимков таит в себе другую опасность: нажав на кнопку слишком рано (или уже после срабатывания затвора решив, что вертикальный кадр смотрелся бы лучше), вы не сможете ничего изменить, пока камера не сохранит уже отснятые фотографии.
Впрочем, «технический перерыв» в работе камеры — не единственная причина потери удачных кадров. Проблема в том, что моменту записи кадра в память аппарата предшествуют целых три задержки: интервал между решением сделать снимок и фактическим срабатыванием кнопки спуска затвора, интервал между началом срабатывания кнопки спуска затвора и спуском затвора и, наконец, интервал между спуском затвора и фактической записью снимка. Каждая из этих задержек невелика, но вместе они могут испортить немало кадров и нервов.
Для борьбы с данной проблемой в EX-FC100 можно использовать функцию поправки на запаздывание. Идея заключается в том, что съемка начинается до нажатия на кнопку спуска затвора, а не после. Звучит диковато, но на самом деле все просто: камера начинает записывать кадры после нажатия на кнопку спуска затвора до половины (то есть после фокусировки), а когда пользователь «дожимает» кнопку, фотоаппарат берет из памяти несколько последних кадров, предшествующих этому событию, и несколько последовавших сразу за ним. Впрочем, это зависит от настроек — из серии в 30 снимков камера позволяет сделать 25 «до» и 5 «после», 20 «до» и 10 «после», 15 «до» и 15 «после» и так далее с шагом в 5 кадров до съемки без поправки (в таком случае все 30 кадров будут сняты после нажатия на кнопку спуска затвора).
Как и многие современные цифровые фотоаппараты, Casio EX-FC100 умеет снимать видеоролики, и тут как нельзя кстати ее «скорострельность». Встроенный в камеры Exilim режим HD Movie позволяет записывать видеоролики с разрешением 1280 х 720 пикселей и частотой 30 кадров в секунду. Если же уменьшить разрешение (а для просмотра роликов на компьютере или, например, в КПК HD-качество не требуется), то количество кадров в секунду может быть увеличено до 1000.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!
Технические характеристики, заявленные изготовителем, открывают фотолюбителям заоблачные горизонты. Однако одно дело читать сухой текст инструкции, а другое — увидеть работу устройства на практике. Собственно, нам самим не терпелось проверить, правда ли камера размером с пачку сигарет способна поймать «тот самый кадр», да еще и снять его в приличном качестве!
Испытания было решено провести на велогонках SummerKAT, где велосипедисты-экстремальщики выделывают головоломные кульбиты. Такое мероприятие — кладезь для фотолюбителей, желающих поймать кадр «за хвост»! Мастера на байках не просто гоняют по пересеченной местности, но и, например, прыгают с трамплина «в подушку», висят в воздухе вниз головой и вообще не особо считаются с земной гравитацией. Зрелище переворачивающегося в воздухе велосипеда, конечно, завораживает, но как успеть нажать на кнопку? Тут-то фотографу и приходит на помощь режим серийной съемки.
Вот очередной велосипедист подъезжает к трамплину — камера к бою! Несколько минут — и серия готова. В большинстве случаев мы сразу смотрим, что же получилось. Данная съемка не стала исключением, к тому же весь «полет» спортсмена тут же воспроизводился на ЖК-дисплее, что лишь подстегивало любопытство. В большинстве случаев среди лучших кадров оказывалась вся серия, не считая разве что первых снимков, на которых спортсмен только-только «влетает» в кадр. Но и эту проблему удалось устранить уменьшением поправки на запаздывание. В результате мы стали обладателями нескольких действительно потрясающих прыжков, рассматривать которые имеет смысл в первую очередь именно пошагово.
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
Фотолюбителей можно разделить на две категории: одним нравится возиться с цифрами, вручную выставлять баланс белого и игнорировать режим автофокуса, другие же предпочитают пользоваться камерами, которые обладают достаточным «интеллектом», чтобы самостоятельно выставить оптимальные настройки. В Casio Exilim EX-FC100 встроен 21 режим под общим названием Best shot.
Кроме стандартных режимов, таких как «Портрет» или «Пейзаж», производителем предусмотрено наличие специальных пресетов, призванных помочь не очень опытному фотографу разобраться со всеми возможностями фотоаппарата. Например, есть режим под названием High speed anti shake («Высокоскоростной цифровой стабилизатор» в русскоязычном интерфейсе), предназначенный для предотвращения смазывания снимков в режиме высокоскоростной съемки.
Из нескольких снимков камера сама «склеивает» один единственный, максимально четкий. Что немаловажно, цифровой стабилизатор работает даже при съемке с рук, съемке на большом увеличении и умеет обрабатывать кадры, снятые со вспышкой.
Имеются и режимы, помогающие при съемке ночных сюжетов. Кстати, в одном из этих пресетов камера распознает наличие или отсутствие штатива и выставляет в зависимости от этого соответствующие параметры.
В Best shot есть даже отдельные режимы для съемки цветов, осенней листвы и зеленых листьев, избавляющие любителя от мудреной процедуры цветокоррекции. Так как соревнования проходили на свежем воздухе, окружающей зелени для испытания этого режима было предостаточно. В перерывах между заездами, пока готовились очередные отчаянные трюкачи, на местности было обнаружено и сфотографировано немало веточек и деревьев, а тюльпаны даже удостоились отдельной фотосессии.
К тому же процесс перенастройки камеры занимал несколько секунд и в результате съемка велась практически параллельно: пока ничего интересного на велотреке не происходит, снимаются близлежащие цветочные узоры, объявляется новый спортсмен — и фотоаппарат тут же готов запечатлеть очередное сальто в воздухе. Опять перерыв — делается несколько нажатий, и Exilim EX-FC100 уже «подтянула» баланс зеленого.
В общем, наперекор знаменитой поговорке нам удалось угнаться сразу за двумя зайцами: заполучить несколько запоминающихся серий прыжков и качественные пейзажные кадры без использования фильтров и сложной постобработки практически одновременно.
Нельзя не упомянуть и об умении камеры выбирать лучшие снимки из серии (такая функция наверняка пригодится только постигающим тайны фотографии новичкам). В режиме High speed best selection («Лучший выбор») модель сама «решает», что получилось хорошо, а что не очень, и предлагает своему хозяину самые удачные кадры. Жаль только, что таким образом устройству можно поручить только портретную съемку (и одиночную, и групповую). Зато EX-FC100 учитывает сразу несколько параметров (как то: четкий кадр, открытые глаза, улыбка на лице человека), так что фотограф, зная, что техника сумеет все сделать сама, может расслабиться окончательно. Но самыми интересными для любителей скоростной съемки, пожалуй, являются режимы Move out и Move in. Для начала съемки в любом из этих режимов нужно первым делом определить «область срабатывания»: в первом случае рамка должна включать в себя объект, который вот-вот начнет движение, например птицу или автомобиль, а во втором — место, около которого должен в скором времени появиться движущийся объект.
Как только машина тронется, а кот подойдет к любимому мячику, камера сработает автоматически.
Искушение воспользоваться режимом Move in во время велогонок было очень велико, но для съемки быстро движущихся объектов больше подошел пресет «Спорт», он настраивает камеру таким образом, чтобы выдержка была минимальной. А вот сфотографировать трогающуюся с места машину при помощи Move out нам удалось— на иллюстрации видно, как автомобиль медленно выезжает из кадра.
Парадоксально, но факт: когда из нескольких снимков нужно быстро выбрать один, нет ничего лучше замедленной съемки. После нажатия на кнопку Slow камера сделает несколько кадров подряд, даже если до этого она не находилась в режиме серийной съемки. Затем полученные кадры будут медленно демонстрироваться на экране, предоставляя фотографу возможность выбрать наиболее удачный.
Для съемки видео ролика не требуются никакие дополнительные настройки. Просто нажимается кнопка «Запись». Смена режима видеосъемки осуществляется там же, при помощи кольца переключателя.
Best shot — это набор из 21 режима съемки, который поможет камере «настроиться на нужный лад» при минимальных усилиях со стороны фотографа.
Если же у владельца EX-FC100 нет времени или желания возиться с кнопками, он может перевести камеру в режим автоматического выбора сцен, и умный аппарат самостоятельно определит, как лучше снимать.
Кнопки для перехода в режим воспроизведения и в режим записи предусмотрительно расположены под правой рукой. Вот так просто на корню пресекается блуждание по меню.
Для избирательного женского вкуса в линейке Casio имеется модель EX-FS10. Оптика в ней чуть попроще, но все остальные функции аналогичны присутствующим в FC100. При этом FS10 меньше своей «сестры» и выпускается в четырех цветовых решениях: помимо белого и серого существуют красный и синий варианты.
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА
В EX-FC100 использован высококачественный объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 37-185 мм, то есть сочетающий в себе функции и широкоугольника, и телевика с пятикратным оптическим зумом. Благодаря данному объективу можно сфотографировать и большую группу людей, и удаленный объект.
Важно помнить, что такие параметры, как количество кадров в секунду и максимальное количество кадров в серии, заданные вручную, влияют и на съемку в режиме Best shot. Например, если задать частоту съемки 3 fps, а длительность серии — 30 снимков, то камера будет снимать на протяжении 10 секунд. Птица за это время, конечно, успеет улететь, но для менее подвижных объектов может пригодиться и такая «неспешная» скоростная съемка. Кстати, первые кадры серии, снятой в режимах Move out и Move in, могут показывать объект, еще не начавший двигаться или не появившийся в рамке слежения. Дело в том, что функция «Поправка на запаздывание», как и настройки серии, упомянутые выше, работает в режимах Best shot.
Еще один способ поймать момент при помощи EX-FC100 — нажать на кнопку Slow. Камера запишет несколько кадров и начнет медленно воспроизводить их на экране один за другим. Фотографу остается лишь выбрать лучший и нажать на кнопку спуска затвора.
ИТОГО
При вполне разумной цене в 12 тысяч рублей и явной простоте управления Casio EX-FC100 определенно понравится любому любопытному и активному человеку. Ведь с ее помощью действительно можно поймать такое неуловимое время. Хотя бы пару кадров, застывших в вечном движении.
Casio Exilim EX-FC100
Матрица
Кол-во мегапикселей 9
Формат файлов JPEG
Максимальный размер снимка 3456 х 2592 пикселей
Поддерживаемые карты памяти Secure Digital (SD) и Secure Digital НС ISD НС)
Видео
Максимальное разрешение 1280 x 720 пикселей,
30 кадров/с |в режиме высокоскоростной съемки до 1000 кадров/с)
Объектив
Светосила f/3.6 — f/8.5
Стабилизация изображения есть
Съемка/параметры экспозиции
Выдержка 1-1/1000 с (скоростная съемка до 1/40000 с)
Автоспуск +/2,10 секунды
Корпус
Габариты (ШxВxТ) 105,4x50,8x22,8 мм