Верите ли Вы в сверхъестественн­ые возможности человека?

Да
Не знаю
Нет
Я ими обладаю
Другое

» » » Вселенная за месяц

Вселенная за месяц

В астрофизическом разделе Архива электронных препринтов ежеквартально появляется больше тысячи свежих записей. Среди последних можно найти материалы, посвященные широко разрекламированным открытиям очень интересных экзопланет: Corot-7b стала первой суперземлей с измеренным радиусом (при массе менее 20 земных она имеет размер менее 1.7 земного, то есть является твердой планетой). Планета GJ 581 на сегодня считается самой легкой из уже известных (ее масса менее двух земных). Кроме этого, появились работы, в которых рассказывается о новых, пока необъясненных и неотождествленных гамма-источниках, открытых телескопами H.E.S.S.; продолжилась публикация результатов исследований космической гамма-обсерватории Ферми.

В нашей Галактике было открыто новое необычное слабое шаровое скопление, обнаружена необычная массивная звезда, которая родилась не в области нашей звездной системы, как считалось бы, а в шести тысячах световых лет над ней, зафиксированы последние данные слежений загадочной нейтронной звезды Кальвера и т.д. Но мы более подробно остановимся на двух следующих свежих работах. В первой представлены новые результаты проекта «Зоопарк галактик». В его рамках 100 тысяч любителей астрономии просматривают снимки галактик из Слоановского цифрового обзора неба (чтобы визуально определить некоторые их характеристики. В результате систематизации добровольцами был найден любопытный тип, получивший имя «Зеленые горошины» (Green Peas), и отпущен 251 объект этого класса.

Это достаточно сжатые галактики с небольшим содержанием элементов тяжелее гелия. Они пребывают сравнительно близко (красное смещение от 0.112 до 0.360, что соответствует расстоянию от полутора миллиардов световых лет до 4 миллиардов) и являются «родственниками» так именуемых голубых компактных галактик. С помощью телескопа «Хаббл» удалось установить, что отдельные из них отличаются клочковатой структурой. Таким галактикам характерна высочайшая ультрафиолетовая светимость при условно малой звездной массе. Вторая работа не наблюдательная, а теоретическая. Одной из важных задач в современной астрофизике является определение параметров самых первых звезд во вселенной.

Считается, что они возникли раньше галактик в незначительных гало, где темная материя была перемешана с еще чистым газом, не обогащенным тяжелыми элементами. Авторы статьи выполнили подробное гидродинамическое моделирование процесса образования первых звезд (т.н. популяция III) на красных смещениях порядка 20 (вселенной было тогда менее 200 миллионов лет), придя к выводу о том, что в основном образуются двойные и кратные системы, в которых самые тяжелые звезды имеют массы примерно 40 и 10 солнечных, а не отдельные массивные звезды, как утверждает традиционный взгляд. Теперь, возможно, астрономам придется пересмотреть некоторые утверждения относительно возникновения первых звезд и черных дыр.